Информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина»

  В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях образования в 2020/2021 учебном году» каждый четвертый четверг месяца (в соответствии с планом воспитательной работы колледжа каждый четвертый вторник месяца) для учащихся учреждений образования организуется единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина». 

Открытая интернет-площадка «ШАГ»: Мы действуем!

  Новой формой организации воспитательной, идеологической и социальной работы в 2020/2021 учебном году является открытый дистанционный марафон проектов «Мы действуем!». Мероприятие организовано в рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» для учащихся 1 курса обучения. С целью его реализации на национальном образовательном портале https://adu.by открыта интернет-площадка для взаимодействия всех участников проекта «ШАГ».

Рекомендации по реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 учебном году

Источник информации Школа Активного Гражданина

Мероприятия, проведенные в рамках  "ШАГ" — "Школа Активного Гражданина"
в 2021/2022 учебном  году

Изображение 28 сентября 2021 года. Тема: «Гордость за Беларусь. Образование во имя будущего страны (о достижениях на всех уровнях основного образования)».  Фотоотчет
Изображение 26.10.2021 года. Тема «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики).
Изображение 23.11.2021 года. Тема «Гордость за Беларусь. Всегда на связи» (о достижениях в области информационно-коммуникационных технологий).
Изображение 28.12.2021 года. Тема «Гордость за Беларусь. Быстрее. Выше. Сильнее» (о достижениях в области спорта и туризма)
Изображение 25.01.2022 года. Тема «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).
Изображение 22.02.2022 года. Тема «Гордость за Беларусь. На страже национальной безопасности и суверенитета» (о Вооруженных силах, Пограничной службе, Таможенной службе, МЧС).
Изображение 22.03.2022 года. Тема «Гордость за Беларусь. Чистая окружающая среда – ключ к здоровой жизни» (о сохранении биоразнообразия, достижениях в области сохранения экологически чистой окружающей среды).
Изображение 26.04.2022 года. Тема «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства).
Изображение 24.05.2022 года. Тема «Гордость за Беларусь. Произведено белорусами» (о развитии пищевой промышленности).

 

Мероприятия, проведенные в рамках  "ШАГ" — "Школа Активного Гражданина" в 2020/2021 учебном  году 

№ п/п

Дата

проведения

Тема 

единого дня информирования

ШАГ 1

22.09.2020

Тема: «Активный гражданин: мои поступки – моя ответственность».

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ»: Члены информационно-идеологического сектора актива учебных групп ознакомили присутствующих с тематическими блоками для обсуждения, а также представили информацию о правах и обязанностях граждан нашей страны, используя в том числе и материалы подарочного комплекта «Я — гражданин Республики Беларусь».  

  ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

  Выступающие подчеркнули, что каждый гражданин нашей страны, в том числе и несовершеннолетний, обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа. Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение люди несут ответственность, в том числе и несовершеннолетние. Обсуждая данный информационный блок «Активный — значит ответственный», учащиеся акцентировали внимание не только на правовые, но и моральные нормы, на наличие обязанностей, в первую очередь, обязанностей учащихся в колледже, перед родителями и т.д.

   В ходе обсуждения тематического блока «Учимся понимать друг друга» учащиеся высказали свои мнения по поводу урегулирования конфликтных ситуаций в колледже, группе. Подчеркнули важность умения сотрудничать, договариваться между собой, решать спорные моменты  путём взаимодействия и понимания друг друга, владеть правилами конструктивного общения и поведения. Затронули вопрос о наличии службы СППС в колледже, с помощью специалистов которых можно урегулировать конфликт.

   ШАГ. 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

  Учащиеся подвели итоги разговора, призвали одногруппников стать пользователями Детского правового сайта, получать информацию посредством баннера «Правовая информация», размещенного на сайте колледжа, представили информацию о работе Республиканского центра психологической помощи в г. Минске, телефоне доверия.

ШАГ 2

27.10.2020

  Тема: «ООН – 75 лет: история деятельности, основные достижения и инициативы Республики Беларусь в составе ООН». 
  ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ»:

  Члены информационно-идеологического сектора актива учебных групп ознакомили присутствующих учащихся 1 курса с сущностью и деятельностью Организации Объединенных Наций (ООН) – международной организации, созданной для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

  Организация Объединенных Наций – это уникальная организация независимых стран, которые объединились во имя всеобщего мира и социального прогресса. Официальной датой рождения Организации является 24 октября 1945 года, а ее основателями считается 51 страна. В июле 2011 года число стран, входящих в ООН, достигло 193. За время существования Организации ни одна страна не была из нее исключена.

  75 лет назад Белорусская ССР была принята в состав членов – основателей Организации Объединенных Наций. Получение этого почетного права стало свидетельством признания вклада белорусского народа в разгром фашизма в годы Второй мировой войны, уважения к памяти о миллионах белорусских граждан, отдавших свои жизни и выстоявших в борьбе за свободу и право белорусов существовать как нация со своей историей, культурой и будущим.

  Республика Беларусь уже в первые годы своего государственного суверенитета приняла активное участие в работе ряда крупнейших международных форумов, проводившихся под эгидой ООН.

  ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

  Были обсуждены следующие вопросы:

  • Почему и когда возникла идея создания ООН?
  • Почему организация получила такое название?
  • Сколько государств является членами ООН в настоящее время?
  • Какова цель и основные направления деятельности ООН

  В фокусе обсуждения: история возникновения ООН, причины создания и цели ООН, направления деятельности ООН, поддержание мира и безопасности на планете, развитие дружественных отношений между странами, сотрудничество в решении международных проблем, обеспечение уважения прав человека, согласование действий разных стран.

  В 2020 году Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш инициировал крупнейшую в истории организации глобальную дискуссию «75 лет ООН: 2020 год и далее – общее будущее общими силами» («ООН 75»). Планируется вовлечь в обсуждение роли всестороннего сотрудничества в построении лучшего будущего как можно больше людей, в первую очередь молодежь.

  Беларусь присоединилась к международной кампании «ООН 75», подтвердив на самом высоком уровне приверженность концепции устойчивого развития и готовность внести свой вклад в празднование юбилея в качестве одной из стран, стоявшей у истоков ООН.

  Учащиеся обсудили приоритетные вопросы, которые будут рассматриваться в рамках сотрудничества ООН и Беларуси в сфере устойчивого развития в 2021–2025 годах

  В фокусе обсуждения: сохранение безопасности и мира во всем мире, поддержание справедливых действий наций по отношению друг к другу, человеческие ценности, инициативы Беларуси в ООН, Беларусь как активный член ООН, роль Беларуси в ООН.

  ШАГ. 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»

  Молодежь Беларуси принимает активное участие в республиканской экологической акции по вопросам раздельного сбора отходов и других вторичных материальных ресурсов «Кто, если не мы!». Поступило предложение о поддержании инициативы волонтерского отряда  колледжа «Милосердие» в отношении проведения акции по уборке лесного массива «Пышки».

Фотоотчет

ШАГ 3

24.11.2020

 Тема: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».

  В рамках реализации информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» для учащихся 1 курса обучения прошли мероприятия, в ходе которых они ознакомились с информационными материалами и рассуждали на тему: «Мы в современном медиапространстве: уважение, безопасность, достоверность».

  Программа занятия состоит из трех шагов: узнаем, размышляем и действуем.

 «Узнаём»: для учащихся была представлена мультимедийная презентация, подготовленная Национальным институтом образования.

  «Размышляем»: учащиеся отметили актуальность встречи. Информационное пространство чрезвычайно динамично. В современных условиях сеть Интернет выступает для молодежи основным каналом получения информации, средством получения образования, полем для активного взаимодействия и предоставляет возможность заявить о себе. Наряду с поистине безграничными возможностями, «всемирная паутина» скрывает в себе риски и опасности.

  «Действуем»: Учащиеся обсудили предложенные в презентации и рекомендованные кураторами, социальным педагогом способы безопасной организации медиа-среды и поделились своим опытом встречи с интернет-ловушками и выхода из опасных ситуаций в сети. Безопасное и грамотное использование медиа-пространства — ответственность современного человека.


Фотоотчет

ШАГ 4

22.12.2020

Тема: «Я родным краем ганаруся і ведаю ‑ я не адзін» (достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни, в том числе наши достижения за 2018–2020 гг., прошедшие в Беларуси под знаком Года малой родины)».

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ»

Учащиеся ознакомились с содержанием информационных блоков:

Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни.

Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой Родины.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Организовалось обсуждение информации, полученной в ШАГе

Блок «Достижения суверенной Беларуси в различных сферах общественной жизни»

В целом за годы независимости Республики Беларусь облик и инфраструктура наших населенных пунктов преобразились. Динамично развивается и Гродненская область, которая сильна своими промышленностью и аграрной сферой. Строительство Белорусской атомной электростанции в Островце стало знаковым проектом для страны. Благодаря ему развивается инфраструктура города атомщиков, появилась возможность для организации в регионе новых эффективных предприятий в сферах машиностроения, электроники, металлообработки, производства электромобилей. 

Блок «Марафон добрых дел – наш вклад в развитие малой родины». Учащиеся рассказали о достижениях города Гродно и Гродненской области в социальной, культурной сферах жизни, высказались о том, что для каждого значит малая родина, о роли малой родины в целом в судьбе каждого человека, выслушали сообщения о земляках, внёсших большой вклад в процветание нашей малой родины. В центре обсуждения 2 блока стали вопросы о перспективах развития страны, гражданской активности молодежи. Учащиеся подчеркнули, что наш вклад в развитие малой Родины заключается в участии в созидательной деятельности, развитии  своего творческого потенциала.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» учащиеся  подвели  итоги.

В целях формирования у учащихся стремления к реализации собственных инициатив обсуждались результаты социально значимой деятельности самих учащихся и перспектив ее развития в учебном году: «Как может один человек или группа энтузиастов решить глобальную проблему окружающей среды?» (от добрых слов – к добрым 4 делам: для начала стоит привести в порядок ближайшую маленькую речку, родничок, участок леса. И мир вокруг станет прекраснее). 

Фотоотчет

ШАГ 5

26.01.2021

Тема: "Белорусская наука: в ногу со временем".

В ШАГе 1 «МЫ УЗНАЁМ» члены информационно-пропагандистской группы № 2  ознакомили присутствующих с содержанием информационных блоков: «Белорусская наука – фактор успешного развития молодого суверенного государства»; «Развитие науки – важное условие достижения целей устойчивого развития»; «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать».

В рамках ШАГ 2 "МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ" обсуждались первые два информационных блока, учащиеся отметили, что День белорусской науки, официально установленный в 1993 году, в нашей стране отмечается в последнее воскресенье января. Присутствующие подчеркнули, что  белорусские ученые вносят существенный вклад в развитие экономики страны. Научные разработки успешно внедряются в машиностроении, приборостроении, энергетике, микробиологии, медицине, фармацевтике и других отраслях. Учащиеся отметили высокие достижения наших учёных в освоении энергии мирного атома, создании собственной исследовательской станции в Антарктиде. Республика вошла в число космических держав, в Минске был проведен Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов. Учащиеся высказали свое мнение о внедрении в Беларуси электротранспорта, расширении сферы использования электрической энергии. 

При обсуждении блока «Наследникам великих открытий новые прорывы совершать» учащиеся своими высказываниями, примерами из личного опыта, опыта своей семьи, родных подчеркнули всем известные слова: "Учеными не рождаются, ими становятся".

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» были подведены итоги. Учащиеся ответили на вопрос, насколько актуальна для них тема сегодняшнего разговора.  Кураторы учебных групп  призвали принимать активное участие не только в творческой, но в научно-исследовательской деятельности в рамках   изучаемых дисциплин.

Фотоотчет

ШАГ 6

23.02.2021

На этапе ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ» члены информационно-пропагандистской группы познакомили учащихся с содержанием информационных блоков: «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси», «Всебелорусское народное собрание – подводим итоги, планируем будущее».

На этапе ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ» было организовано обсуждение информации.

Рассматривая блок «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси», учащиеся обсудили понятия «единство народа», «любовь к Отечеству», «гражданская позиция». Пришли к выводу, что новый государственный праздник – День народного единства – может стать ещё одной доброй традицией для белорусского народа, которая позволит почувствовать каждому свою сопричастность к истории страны, её наследию и будущему.

В ходе обсуждения блока «Народное единство – залог счастливого будущего Беларуси», учащиеся узнали, какие значимые решения принимались на предыдущих Всебелорусских народных собраниях и ответили на вопрос: почему Всебелорусское народное собрание и подготовку к нему часто определяют как «диалог между властью и народом»?

Все годы независимости белорусское общество развивалось динамично в русле диалога. Всебелорусское народное собрание – народный форум, во время которого обсуждаются основные вопросы развития белорусского государства. Это демократический институт активизации общественного мнения и одна из важнейших форм народовластия в Республике Беларусь.

В фокусе обсуждения 3 блока «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета» определяющими понятиями были: безопасность, обороноспособность страны, гордость за свое Отчество, служение Родине, активная гражданская позиция, духовно-нравственные качества, профессионализм военнослужащих, патриотизм, престиж военной службы, срочная военная служба, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины, социальные гарантии.

Учащиеся обменялись информацией, о том, что они знают о Вооружённых Силах Беларуси.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» подведены итоги мероприятия. Принятие актуальных решений относительно дальнейшего развития страны, Гродненской области, нашего города  — ответственная задача.

Учащиеся поддержали инициативу в необходимости активного участия в мероприятиях, организуемых в рамках Года народного единства: всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси», реализации проекта «Гродно – молодежная столица Республики Беларусь – 2021».

ШАГ 7

23.03.2021

В рамках ШАГа 1 «Мы узнаём» с учащихся была проведена беседа об истоках дружеских связей между народами Беларуси и России, актуальных событиях современной истории обоих государств. Для укрепления дружеских связей молодежи Беларуси и России, развития сотрудничества и взаимодействия между учреждениями образования, повышения интереса учащихся к изучению исторического и литературного наследия стран, культурных традиций двух братских народов в Союзном государстве реализуется множество программ, совместных проектов, олимпиад, конкурсов, турслетов.

В рамках ШАГа 2 «Мы размышляем» учащимся было предложено озвучить, в каких совместных белорусско-российских проектах они участвовали.

В рамках ШАГа 3 «Мы действуем!» ребята обсудили примеры творческого сотрудничества колледжа с учреждениями образования России, участие в конкурсах и фестивалях. Например, XI  международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей эстрадной песни «Две сестры – Беларусь и Россия».

Фотоотчет

ШАГ 8

27.04.2021

В рамках ШАГ 1 «Мы узнаем» обращено внимание учащихся на ценности, которые остаются непреложными во все времена: доброту милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие –  то, что всегда отличало белорусов.

В рамках ШАГа 2 «Мы размышляем» учащиеся задались вопросом о том, что является стержнем внутреннего мира человека. Каждый человек должен быть наделён человечностью, гуманностью, добропорядочностью, ответственностью, честностью.

В рамках ШАГа 3 «Мы действуем!» члены информационно-пропагандистской группы выразили уверенность, что каждый из присутствующих, совершая свой выбор между добором и злом, примет ответственное решение в пользу первого.

Фотоотчет

ШАГ 9

25.05.2021

ШАГ 1: «МЫ УЗНАЁМ».

Учащиеся ознакомились с содержанием информационных блоков:

1. «Перед памятью время бессильно»;   

2.«Республиканский культурно-патриотический киномарафон «Смотри и помни», посвящённый 80-летию начала Великой Отечественной войны»

Кураторы групп напомнили присутствующим о событиях, предшествующих началу Великой Отечественной войны, о событиях 22 июня, о героизме и мужестве защитников Брестской крепости, о героях, ценою собственной жизни сдерживавших первый ошеломительный натиск вражеских войск. 

ШАГ 2: «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ»

Учащиеся обсудили фильмы, с которыми они ознакомились в рамках республиканского киномарафона, обратили внимание на то, как представлена тема войны кинорежиссерами прошлого и современного времени. Обсуждение гражданского подвига героев войны натолкнуло учащихся на важнейший вопрос: вопрос нравственного выбора. Война была полна разными примерами: героическими подвигами и низкими деяниями. Именно способность большинства наших граждан жертвовать своими эгоистическими, сиюминутными выгодами во имя ближних, во имя своей Родины, во имя мирного неба над головами потомков, стала залогом Великой Победы 1945го года. Именно тем историческая правда ценна. Она учит каждого из нас в нашей мирной жизни под мирным небом делать осознанный и осмысленный выбор.

ШАГ 3: «МЫ ДЕЙСТВУЕМ»  

Учащиеся подчеркнули, что сохранению исторической памяти помогает живой диалог с носителями информации, в первую очередь — с ветеранами войны. Носителями исторической памяти выступают также документы, оформленные воспоминания, дневники участников войны.  

С другой стороны, важно учитывать приоритеты современной молодежи, их способы взаимодействия с информационным полем, погружённость их в социальные сети. Актуальным проектом в этом направлении является инстаграм-проект «Софья Шоль»: немецкая студентка рассказывает в "Инстаграме" о своей жизни в Мюнхене. Первая любовь, встречи и события юности… И все это на фоне Второй мировой войны. До казни — 10 месяцев….. Канал @ichbinsophiescholl ведется от имени Софи Шолль (Sophie Scholl). Подписаться на него можно с 4 мая 2021 года. Этот мультимедийный проект был запущен немецкими общественно-правовыми медиакомпаниями Südwestrundfunk и Bayerischer Rundfunk по случаю юбилея Софи Шолль. 9 мая 2021 года ей исполнилось бы 100 лет. На страницах социальной сети Софи — снова 20-летняя студентка, полная надежд и оптимизма…. на странице — более 632 000 подписчиков. Эмоциональное включение, личностное сопереживание делают события Великой отечественной войны личностно значимыми для каждого подписчика. Ребятам было предложено ознакомиться со страницей Софи Штоль в Инстаграм и поделиться впечатлениями на следующей встрече. 

Фотоотчет