Творческая преемственность: пути современного композитора

Май 26, 2019

26 мая состоялась творческая встреча с Виталием Константиновичем Родионовым, Гродненским писателем, композитором, педагогом, искусствоведом преподавателей УО «Гродненский государственный колледж искусств» И. Э. Третьяк, И. Т. Шахно, Л. А. Передковой. Идея обмена профессиональным опытом работы по формированию и развитию композиторских способностей учащихся колледжа искусств принадлежит Ирине Эдуардовне Третьяк.

  В. К. Родионов родился 21 июня 1946 г. в г. Волковыске Гродненской области, окончил среднюю школу, учился в Гродненском государственном музпедучилище на музыкальном отделении, в Белорусской государственной консерватории им. А. В. Луначарского на композиторском отделении. Свыше 40 лет преподавал сочинение музыки в Гродненском и Лидском музучилищах, Гродненской, Лидской, Волковысской, Порозовской, Лунненской, Индурской, Вертелишковской ДМШ. Под его руководством более 200 детей и юношей Гродненской области приобрели основы композиции, 27 учеников поступило на композиторское отделение Белорусской государственной академии музыки и Санкт-Петербургской консерватории (лауреат Государственной премии Республики Беларусь Андрей Бондаренко, лауреаты международных конкурсов композиторов Е. Поплавский, О. Подгайская, К. Яськов, Е. Ларионов, Н. Ролик, В. Живалевский, А. Чопчиц и многие другие). В. К. Родионов в 1992 г. создал Международный конкурс юных и молодых композиторов им. Ю. В. Семеняко, в 1994 г. возглавил ассоциацию композиторов Гродненщины, автор — трёх опер, более 50 романсов, свыше 300 статей о музыке, книг («Музыкальная Гродненщина», «Гитара в классической и современной литературе», «Под сенью мудрости», «В цветущих садах любви», «Великая – нежная»/2500 высказываний о любви и счастье/, «Композиция», «Вселенная Баха», мечтает написать труд о всеобщей мудрости – пансофию, в котором о каждом великом человеке будет сказано одним афоризмом).

    После автомобильной аварии пострадало и так слабое зрение композитора, он перенёс инфаркт и операцию на сердце, оставлен женой. Но несмотря на превратности судьбы – это человек великой воли, глубокий эрудит и интеллигент, мудрый искусствовед-просветитель современности!

      Наша беседа развивалась профессионально серьёзно и вместе с тем легко, с нотами хорошего творческого настроения, взаимопонимания. Виталий Константинович достойно оценил музыкальные произведения учеников Ирины Эдуардовны, дал рекомендации по обучению начинающих композиторов, приводя примеры истории творческого пути своих учеников, знаковых композиторов различных исторических эпох, советы по рекламе авторских творческих сочинений, познакомил с фрагментами своей оперы «Дуэль», очаровавшей лирической мелодикой широкого дыхания и тонкой палитрой неоромантичной фактуры, жанровости.

  В благодарность Виталию Константиновичу о встрече И. Т. Шахно исполнила свой «Миг-блюз», Л. А. Передкова – авторскую фортепианную «Прелюдию». Бесценным подарком и профессиональной базой  для музыкантов-преподавателей нашего колледжа явились не только недавно приобретённый учебник В. К. Родионова «Композиция», но и память о нынешней встрече – «Вселенная Баха»! Серьёзные искусствоведческие труды и многие другие книги Виталий Константинович отдаёт практически даром, чтобы мудрые мысли жили и не пылились в архивах.

  Удивительная история: случайная, но не случайная встреча Инны Тадеушевны с Виталием Константиновичем состоялась в 1997 г. на автобусной остановке в Гродно, после краткой беседы он подарил ей маленькую брошюру жизненной мудрости «В цветущих садах любви». Вспоминая этот момент, И. Т. Шахно с благодарностью и уважением назвала В. К. Родионова своим творческим философским наставником!

  «Композитор должен быть всесторонне развитым человеком. Это непременнейшее условие, чтобы создавать музыку, интересную и красивую для людей» (В. К. Родионов).

  Знаковый урок-встреча стал началом нашей творческой дружбы с великим мастером, настоящим человеком. Общение показало, что направления работы по обучению композиции учащихся в колледже искусств в настоящее время соответствуют современным стандартам. Роль учителя по «Сочинению музыки», как единогласно считают и Ирина Эдуардовна и Виталий Константинович, не сводится только к обучению технике письма. И. Третьяк, как композитор, неутомимо совершенствуется сама, осваивая современные способы записи и исполнения музыки, с которыми знакомит и своих учащихся, активно организует исполнение композиций собственных и учеников в творческих мероприятиях колледжа, города, конкурсах, фестивалях, презентует авторскую музыку в теле/радиоэфире, издаёт нотные сборники. На начальном этапе обучения особенно, и впоследствии необходимо всегда эмоционально оптимизировать желание ученика создавать композиции, жёстко не критиковать. Но и начинающим свой композиторский путь — готовиться к серьёзной конкуренции в творчестве, учитывая глобальный уровень развития средств массовой коммуникации, а также помнить, что общественная практика исторически определяет в итоге знаковость, содержательность новой музыки.  

  Спасибо И. Э. Третьяк за представление нам, начинающим учителям композиции, своей методики обучения и самые тёплые слова благодарности В. К. Родионову!

(материалы подготовила заведующая кабинетом

музыкально-теоретических/исторических дисциплин И. Т. Шахно)